ТЕКУЩИЙ НОМЕР | АРХИВ | ПОИСК | РЕДАКЦИЯ | ОБЪЯВЛЕНИЯ | ГОСТЕВАЯ | ГОРОД | ENGLISH
КРАСНАЯ ИСКРА

29-12-2005 N 52 (15883)

Телега, тачанка, арба…

Помню, как нас, семилетних мальчишек, дядя Вася прокатил на телеге до Усть-Брынкина. Обратно шли пешком. Что, спрашивается, за удовольствие? Но мы – городские – были довольны: на настоящей телеге проехали!
Михаил ВАСИЛЬЕВ.
Теперь лошадь с телегой в городе редко встретишь. А ведь боровичские телеги были известны всей стране, они изготовлялись на заводе “Смена” и продавались тысячами.
Обозостроительная артель “Смена” возникла в 1933 году. Она располагалась на берегу Мсты в местечке Кованько. В народе её называли “обозиком”. Здесь делали колёса, табуретки, столы, деревянные игрушки и “крестьянки” – телеги без бортов грузоподъёмностью до 750 килограммов. Это только с виду кажется, что телега – дело немудрёное. Но собрать её самостоятельно в деревне мог лишь опытный кузнец, с помощниками, потратив месяц. Пятьдесят позиций, выражаясь инженерным языком, входит в четырёхколёсную повозку!
В восьмидесятых в месяц здесь выпускали до двух тысяч самых разных телег : раздвижных, с автомобильными колёсами, на пневматическом ходу, одноконных и пароконных, с наклоном вперёд. Поставки идут на Дальний Восток, в Тюмень, Омск, Среднюю Азию, Белоруссию, Украину. В один вагон умещалось восемь телег, поэтому по количеству вагонов продукция “Смены” часто соперничала с комбинатом огнеупоров.
Рассказывает бывший начальник технического отдела Владимир Иванович Янов:
– Раньше как: распарщики разогревали деревянный брус, гнули его в колесо. В начале семидесятых мы стали набирать колесо из десяти косячков: берёзовые брусочки группировались по окружности, обтягивались металлическим ободом, крепились болтами. Так выходило проще и дешевле. Затем стали делать резиновые колёса, которые выдерживали груз до двух тонн!
В Советском Союзе было двенадцать заводов, но боровичский по качеству и объёму продукции входил в первую пятёрку. У нас проводились министерские семинары, трижды “Смена” удостаивалась медалей ВДНХ.
Стоила обычная телега 200 рублей, на резиновом ходу – 450 рублей.
Случались и специальные заказы. Для экранизации “Войны и мира” были сделаны двенадцать обозных телег. В 1970-м году киностудия “Дефа” (ГДР) заказала 24 испанские арбы для фильма “Гойя”. Это двухколёсная повозка, где колесо было с человеческий рост. Наши рабочие блестяще справились с историческими чертежами и отправили заказ в срок. В 1987-м для парада на Красной площади потребовалась тачанка времён гражданской войны. Ленинградский балет на льду заказал сани, в которые запрягали медведя…
В начале девяностых спрос на телеги падает, производство сворачивается.
На открытии нового моста в Боровичах я наблюдал картину из прошлого века: люди катались по улицам в карете. Значит, лошадь, а вместе с ней и телега, возвращаются в нашу жизнь?
ТЕКУЩИЙ НОМЕР | АРХИВ | ПОИСК | РЕДАКЦИЯ | ОБЪЯВЛЕНИЯ | ГОСТЕВАЯ | ГОРОД | ENGLISH

webmaster